Здравствуйте. В этом цикле статей мы хотели бы рассмотреть ПДД в разных странах. Самая необычная обстановка на дорогах, как нам кажется, в Индии! С неё и начнём.
Чтобы иметь право управлять транспортным средством в Индии, будущему водителю не нужно никакое обучение, подготовка или экзамены: сдал документы в соответствующей организации — вышел с водительским удостоверением. Не отказывают никому. Вообще никому.
Чисто номинально в Индии есть Правила дорожного движения, но местные то ли не знают о их существовании, то ли намеренно их игнорируют. Единственное, что соблюдается, — это правило о левостороннем движении (в отличие от казахстанского правостороннего варианта), а в остальном… хаос. Да, именно этим словом лучше всего описывается дорожное движение в Индии.
Практически полное отсутствие дорожных знаков. Практически полное отсутствие дорожной разметки. Практически полное отсутствие вменяемого дорожного покрытия за пределами крупных населённых пунктов. Полное отсутствие дорожной этики и ОГРОМНОЕ количество транспортных средств, среди которых, помимо обычных автомобилей, полно рикш, гужевых повозок, верблюдов и даже слонов! И посреди этого месива ещё и пешеходы, которые почему-то решили игнорировать тротуары.
Хаотичность движения, царящая на местных дорогах, способна свести с ума даже опытных водителей, прибывающих в эту страну. Местные водители игнорируют всё: от пешеходных переходов до сигналов светофора, которые выполняют скорее декоративную, нежели практическую функцию.
И вроде бы (несмотря на левостороннее движение) есть понятие помехи справа (уступи дорогу транспортному средству, приближающемуся справа при прочих равных условиях), но даже в этом моменте всё неожиданно: если водитель справа тебе посигналил, это значит, что он заявил о своём присутствии и не собирается уступать дорогу. Сигналить в Индии — это вообще традиционная черта местных водителей. Повсеместный «ор» автомобильных клаксонов является неотъемлемой частью местного дорожного движения, и он вовсе не говорит о том, что водители чем-то недовольны: они просто так общаются и организуют движение.
Первым подъехал к перекрёстку и посигналил — едешь первым. Автомобиль посигналил сзади? Это значит, что он идёт на обгон, и так далее.
У многих автомобилей отсутствуют банальные зеркала заднего вида, ведь при столь оживлённом движении на узких улицах водители в попытке вписаться в поток борются за каждый сантиметр габаритов автомобиля. Зачем иметь боковые зеркала, если их всё равно оторвёт пролетающий мимо рикша или снесёт слон? На местных заводах, производящих автомобили для внутреннего рынка, зеркала заднего вида зачастую даже не входят в базовую комплектацию, ведь их всё равно снимут, а какая-никакая экономия да получается.
Пешеходы тоже не отстают от всеобщего хаоса: переходить дорогу в любом месте, лавировать между автомобилями или просто идти по дороге рядом с транспортными средствами является обычным делом. Но вот к кому питают уважение абсолютно все, так это к коровам, которые здесь являются священными животными. Вышла корова переходить дорогу — всем стоять. Решила корова отдохнуть, лёжа на горячем асфальте, — беспокоить её нельзя. Вообще нельзя. Сбить корову является более тяжким преступлением, чем сбить пешехода.
Общественный транспорт, будь то автобус или поезд, представляет собой страшное зрелище: недостаток свободного места в салоне с лёгкостью компенсируется свободным пространством снаружи автобуса или поезда!
И из-за этого хаоса, из-за отсутствия правил и дорожной инфраструктуры, в Индии ОГРОМНОЕ количество ДТП. Согласно Всемирной организации здравоохранения, на эту страну приходится каждое десятое ДТП, а смертность среди мотоциклистов, которых здесь огромное количество, просто поражает.
Удачных путешествий, дорогие водители. Будьте бдительны!
