Электросамокаты в Казахстане: между удобством и безопасностью
19.06.2024
С приходом теплых дней электросамокаты вновь заполонили улицы городов Казахстана, вызвав дискуссии о возможности их полного запретаМинистерство внутренних дел сообщает, что в 2023 году произошло 285 аварий с участием электросамокатов. С начала 2024 года число таких происшествий достигло 45. В прошлом году 7931 водитель электросамоката был привлечен к ответственности, а в этом году - уже 9195.
В Алматы, согласно полицейским данным, в прошлом году зарегистрировано свыше 600 аварий с электросамокатами, в результате которых 48 человек получили травмы, а трое скончались. За первые пять месяцев текущего года случилось 38 ДТП, пострадали 42 человека, но, к счастью, без жертв.
Новый закон, который недавно вступил в силу, и разъяснения Мажилиса и МВД относительно правил вождения микромобильного транспорта и взаимодействия с автомобилями не уменьшили количество вопросов и споров. Электросамокаты вызывают смешанные чувства среди казахстанцев.
По данным управления городской мобильности, в Алматы на данный момент создано около 90 километров велоинфраструктуры, включая более 25 километров велополос и почти 65 километров велодорожек. Однако это оказалось недостаточным.
Эксперт в области транспортной политики Елена Ерзакович считает электросамокаты незаменимым видом транспорта, но подчеркивает необходимость решения проблем, мешающих другим гражданам. Она уверена, что электросамокаты экологичны, так как являются низкоуглеродным транспортом, и их плохая репутация связана с недостатками инфраструктуры.
Ерзакович также указывает на необходимость дополнительного регулирования парковки электросамокатов. Проблема заключается в отсутствии культуры правильной парковки у арендаторов и нехватке четких правил взаимодействия властей с компаниями, предоставляющими услуги аренды.
Серик Канапиянов, генеральный директор одной из шеринговых компаний, отмечает рост популярности электросамокатов в качестве городского транспорта. В Алматы количество поездок на самокатах увеличилось на 89%, в Астане – на 38%. Число пользователей в Алматы возросло на 134%, в Астане – на 160%. В Алматы число самокатов только этой компании достигло семи тысяч.
По его мнению, для комфортной езды на электросамокатах необходимо формировать культуру управления и повышать безопасность, разделяя потоки транспорта и развивая доступную инфраструктуру.
В Алматы для электросамокатов введены зоны с ограниченной скоростью и запретом движения. Например, улица Панфилова – зона сниженной скорости, а Арбат и парки (имени 28 гвардейцев-панфиловцев, Горького, Первого Президента) – зоны запрета. Популярными местами для катания на самокатах являются проспект Абая, улицы Тимирязева и Шевченко, соединяющие спальные и центральные районы. Количество стоянок одной шеринговой компании в три раза превышает число остановок общественного транспорта.