Условия допуска водителей к управлению транспортным средством.
Для построения полной картины ситуации по критериям и условиям допуска водителей к управлению ТС в РК, и возможным вариантам повышения классности водителя при получении новых категорий, подкатегорий требуется обратить внимание на период до принятия ЗРК «О дорожном движении» в 2014 году. Тогда Казахстан привел национальное водительское удостоверение в соответствие положениями ООН и Венской конвенции 1968 года. Вместо старых пяти категорий А, В, С, D, Е с новым водительским удостоверением пришла новая классификация из 13 категорий, подкатегорий: А, В, С, D, и А1, В1, С1, D1, ВЕ, В1Е, С1Е, СЕ.
Международные положения при введении подкатегорий подразумевали использование облегченных вариантов ТС одного типа, имеющих меньшую грузоподъемность, пассажировместимость и мощность двигателя. Допуск к управлению ими определяет упрощенную форму подготовки и минимальный опыт.
Предыдущие категории классификации ВУ РК до 2014 г. были определены ЗРК «О безопасности дорожного движения» от 15.07.96 и право на управление транспортными средствами предоставлялось:
-
лицам, достигшим 16 лет, - мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория "А");
-
лицам, достигшим 18 лет, - автомобилями (3500 кг) число сидячих мест, которых, не превышает восьми (категория "В"), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением относящихся к категории "D" (категория "С");
-
лицам, достигшим возраста 21 года, имеющим стаж работы водителем не менее 3 лет, в том числе стажа управления транспортными средствами, относящимися к категории "С", не менее 1 года, - автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя (категория "D"), троллейбусами и трамваями;
-
лицам, имеющим право управлять транспортными средствами, относящимися к категориям "В", "С" или "D", при наличии стажа управления соответствующей категорией транспортного средства не менее 12 месяцев - составами транспортных средств (категория "Е").
Для последующего сравнения условия допуска до 2014 г. сведены в таблице 2.
Таблица – Условия допуска до 2014 г.
Категория |
Тип транспортного средства |
Возраст |
Стаж общий |
Стаж по категории |
А |
мотоциклы, мотороллеры и др. мототранспортные средства |
16 |
|
|
В |
легковые автомобили (до 3,5 т) |
18 |
|
|
С |
грузовые автомобили (от 3,5 т) |
18 |
|
|
D |
автобусы (от 8 посад. мест) |
21 |
3 |
С не менее года |
Е |
прицепы |
|
|
не менее 12 месяцев с категорией В или С, либо D |
С введением подкатегорий законом «О дорожном движении», которые должны были упростить и облегчить доступ к управлению ТС, имеющих меньшую грузоподъемность, пассажировместимость и мощность двигателя, фактически получили обратный эффект. Рассмотрим новые условия допуска в таблице 3.
Таблица - Новые условия получения права на управление ТС
Под-катег. |
Кате-гория |
Тип транспортного средства |
Возраст |
Стаж общий |
Стаж по категории |
А1 |
|
мотоциклы, трициклы, квадроциклы и мопеды |
> 16 |
|
(доп. самоподг.) |
|
А |
мотоциклы |
> 18 |
|
(доп. самоподг.) |
В1 |
|
трициклы и квадроциклы |
> 18 |
|
(доп. самоподг.) |
|
В |
легковые автомобили, небольш. грузовики (до 3,5 т) |
> 18 |
|
(доп. самоподг.) |
С1 |
|
средние грузовики (от 3,5 до 7,5 т) |
> 18 |
|
|
|
С |
грузовые автомобили (от 3,5 т) |
> 21 |
> 3 В |
> 1 по С1 |
D1 |
|
небольшие автобусы (от 8 до 16 посад. мест) |
> 21 |
> 3 В |
> 1 по С1 |
|
D |
автобусы (от 8 посад. мест) |
> 25 |
> 5 В |
> 3 по D1 |
|
ВE |
легковые автомобили с прицепом |
|
|
> 1 по В |
С1E |
|
средние грузовики с прицепом |
|
|
> 1 по С или С1 |
|
СE |
грузовые автомобили с прицепом |
|
|
> 1 по С |
D1E |
|
небольшие автобусы с прицепом |
|
|
> 1 по D или D1 |
|
DE |
автобусы с прицепом |
|
|
> 1 по D |
|
Tm |
трамваи |
> 21 |
|
|
|
Tb |
троллейбусы |
> 25 |
> 5 В |
> 3 по D1 |
На самом деле, появился административный барьер, вместо упрощения получили ужесточение условий допуска. Сравним возраст получения допуска по основным категориям.
Категория |
Возраст до 2014 |
Возраст после 2014 |
А |
16 |
18 |
В |
18 |
18 |
С |
18 |
21 |
D |
21 |
25 |
С+Е |
19 |
22 |
Возраст по новым условиям превышает прежний уровень от 2 до 4 лет. Особенно он завышен для водителей грузовиков и автобусов.
Новые подкатегории с ратификацией международных договоров должны были оставить прежние сроки для уже существующих категорий и упростить доступ к транспорту их подгрупп. Получилось совсем наоборот. Рассмотрим содержание международных договоров, как возможную причину увеличения допустимого возраста водителей.
Согласно Положению ООН «О дорожном движении» от 8 ноября 1968 г. (Венская конвенция) в национальном законодательстве должны быть требования для получения водительского удостоверения, определяться минимальный возраст для его получения, требующееся состояние здоровья и условия для успешной сдачи теоретического и практического экзаменов. Водительские удостоверения должны выдаваться только после проверки компетентными органами наличия у водителя необходимых знаний и навыков. Лица, уполномоченные проводить эту проверку, должны иметь надлежащую квалификацию (п. 1 ст. 41 Венской конвенции). Государства признают действительными на своей территории выданное в установленном порядке любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 6 Венской конвенции (п. 2 ст. 41). Страны- участники конвенции самостоятельно определяют минимальный возраст для получения соответствующей категории водительского удостоверения.
Можно только предположить, что уполномоченный орган РК увеличил минимальный возраст из-за небезопасной текущей ситуации на дорогах страны.
Примерно в эти годы, страны соседи также привели стандарт ВУ в соответствие международным договорам. Для сравнения рассмотрим страны входящие в Таможенный союз (таблица 4).
Таблица – Минимальный возраст водителей стран Таможенного союза
Кат.,подк. |
Минимальные возрастные требования |
||||
Казахстан |
Российская Федерация |
Армения |
Беларусь |
Кыргызкая Республика |
|
М |
отсутствует |
16 |
16 |
16 |
отсутствует |
А1 |
16 |
16 |
18 |
16 |
16 |
А |
18 |
18 |
18 |
18 |
16 |
В1 |
18 |
18 |
18 |
отсутствует |
16 |
В |
18 |
18 |
18 |
18 |
17 |
С1 |
18 |
18 |
18 |
отсутствует |
18 |
С |
21 стаж > 3 лет, в т.ч. С1 > 1 г. |
18 |
18 |
18 |
18 |
D1 |
21 стаж > 3 лет, в т.ч. C1 > 1 г. |
21 |
21 наличие В или С, или C1 |
отсутствует |
21 |
D |
25 стаж 5 лет, стаж D1 > 3 лет |
21 |
21 наличие В или С, или C1 |
21 стаж с В, С > 2 лет |
21 непрерывный стаж > 4 лет |
ВЕ |
стаж с В > 1 года |
наличие В > 1 года |
19 наличие В, С, или D, или C1, или D1 |
21 стаж с В, С > 2 лет |
18 непрерывный стаж > 2 лет |
С1Е |
наличие С1 > 1 года |
наличие «С» либо «C1» > 1 года |
19 наличие В, С, или D, или C1, или D1 |
отсутствует |
21 непрерывный стаж > 3 лет |
СЕ |
наличие С > 1 года |
наличие С > 1 года |
19 наличие В, С или D
|
21 стаж с В, С > 2 года |
21 непрерывный стаж > 3 лет |
D1Е |
наличие D1 > 1 года |
наличие D либо D1 > 1 года |
19 наличие В, С или D, C1, D1 |
отсутствует |
21 непрерывный стаж 4 года (для межд. перевозок > 5 лет) |
DЕ |
наличие D > 1 года |
наличие D > 1 года |
19 наличие В, С или D, C1, D1 |
21 стаж с В, С >2 лет |
21 непрерывный стаж > 4 лет (для межд. перевозок > 5 лет) |
Тb |
25 стаж > 5 лет, в т.ч. пo D1 > 3 л. |
21 |
20 |
21 категория «I» |
21 |
Tm |
25 стаж > 5 лет, в т.ч. пo D1 > 3 л. |
21 |
отсутствует |
21 категория «F» |
отсутствует |
Страны участники принимают попытки унифицировать требования к профессиям, по которым есть дефицит на рынке труда. В сравнении со странами Таможенного союза, мы можем наблюдать, что в Казахстане завышены нормы допуска по основным категориям, подкатегориям для водителей, которые обеспечивают перевозку пассажиров и грузов, особенно в международном сообщении. Данный фактор заранее закладывает условие преимущества иностранных водителей перед отечественными.
Завышенные требования допуска водителей к управлению ТС в РК, затронули гражданских водителей, сектор обучения и военных.
На практике установили административный барьер, и возникла казусная ситуация. Учащийся профессионального учебного заведения по профессии «Автокрановщик» в течение 3-х лет профессионального образования не может воспользоваться своим дипломом, т.к. большинство автокранов на базе категории «С». Эту категорию он может получить только в 21 год при наличии 3-летнего водительского стажа. Выходит, что он три года не может работать по профессии, и, как правило, уходит в другую профессию. Создался невероятный дефицит кадров по профессии водитель автобуса, относящегося к категории «D». Принятый закон на 3 года практически исключил возможность обучения на данный вид транспортного средства, предъявленным требованием к стажу вождения с категорией «D1» 3 года и общему стажу 5 лет. Такие непродуманные реформы ухудшают экономику отрасли и в целом страны. В связи с поправками в ЗРК «О дорожном движении» немного улучшилась ситуация с военнослужащими, внесённые поправки снизили требования по стажу управления ТС, категорию (подкатегории) «С», «D1», «D». Они могут быть допущены с 18 лет без стажа работы водителем и стажа управления транспортными средствами, относящимися к категории «С1» и «D1» соответственно. Но до достижения указанными лицами 21-летнего возраста выданные им по результатам сдачи экзаменов национальные водительские удостоверения подтверждают право на управление транспортными средствами категории "D" и подкатегории "D1", принадлежащими только вооружённым силам Республики Казахстан. Совсем не понятно, если человек имеет компетенции и у него есть знания и умения для чего ограничивать данное право при гражданской профессии?
Базовой профессией, входной для последующих профессий, выступает водитель легкового автомобиля (категория В). К экзамену допускаются кандидаты с 18 лет, прошедшие обучение в учебном центре, или самостоятельно изучили и освоили требуемый уровень знаний и умений водителя (рисунок 2). В последующем к 21 - 25 годам водитель легкового автомобиля может освоить профессии водителя трамвая, троллейбуса, грузового автомобиля или автобуса. В профессиональном росте водителя транспортных средств пока выделяется 6 профессий. Необходимо отметить, что самоподготовка из пяти стран Таможенного союза разрешена только в Армении и Казахстане.
Рисунок – Условия допусков по возрасту водителей
На рисунке 3 вертикально вверх показан профессиональный рост водителей по подкатегориям и категориям. По горизонтали показаны дополнительные подкатегории и категории для использования прицепов, позиции не явно влияющие на профессиональный рост водителя.
Рисунок – Профессиональный рост водителей по подкатегориям, категориям
Подкатегории с индексом «1» предполагают упрощенный вход в профессию. Ожидание в течение 3 лет для водителя грузового автомобиля и 5 лет для водителя автобуса усложняют профессиональный путь и делают непривлекательными указанные профессии, что вызвало в настоящее время значительный дефицит водителей автобусов. Каждая профессия водителя грузового автомобиля и автобуса имеет свои специализации или частичные квалификации. Например, водитель-международник, автокрановщик, водитель карьерных самосвалов, опасных грузов, водитель-экспедитор.
Обучать водителей могут после аттестации водители, имеющие высшее или послесреднее образование и стаж более 5 лет по категории обучения. Они распределены на квалификации (профессии): преподаватель, мастер производственного обучения, мастер обучения вождению.
С использованием уровней Национальной рамки квалификаций (1-3 уровни) составлена предварительная карта профессиональных квалификаций сектора подготовки и деятельности водителей (рисунок 4). Учитывались ориентировочно сложность и ответственность работ по уровням, и возможность полученного образования. Необходимо отметить, что обучать водителей автобуса можно только при наступлении 30-летнего возраста, а водителей грузовых автомобилей после 26 лет. Это дополнительный сдерживающий фактор уже для учебных центров при подборе преподавателей.
Рисунок – Карта профессиональных квалификаций водителей
На карте квалификаций выделены две области: 1) деятельности и профессионального роста водителей, 2) обучения водителей в структурах учебных центров.
Таким образом, на карте квалификаций водителей согласно уровням НРК размещены все профессии водителей, а также профессии преподавателей и мастеров учебных центров по подготовке водителей.
Вывод: Предъявляемы требования по допуску водителей сильно завышены и если не предпринять в ближайшее время правильных решений, то Казахстан в будущем столкнётся с нехваткой водителей!