Что не так с подготовкой водителей в Казахстане? / Тесты по ПДД РК 2023 на www.safety-driving.kz

Что не так с подготовкой водителей в Казахстане?

02.10.2023

Условия допуска водителей к управлению транспортным средством.

Для построения полной картины ситуации по критериям и условиям допуска водителей к управлению ТС в РК, и возможным вариантам повышения классности водителя при получении новых категорий, подкатегорий требуется обратить внимание на период до принятия ЗРК «О дорожном движении» в 2014 году. Тогда Казахстан привел национальное водительское удостоверение в соответствие положениями ООН и Венской конвенции 1968 года. Вместо старых пяти категорий А, В, С, D, Е с новым водительским удостоверением пришла новая классификация из 13 категорий, подкатегорий: А, В, С, D, и А1, В1, С1, D1, ВЕ, В1Е, С1Е, СЕ.

Международные положения при введении подкатегорий подразумевали использование облегченных вариантов ТС одного типа, имеющих меньшую грузоподъемность, пассажировместимость и мощность двигателя. Допуск к управлению ими определяет упрощенную форму подготовки и минимальный опыт.

Предыдущие категории классификации ВУ РК до 2014 г. были определены ЗРК «О безопасности дорожного движения» от 15.07.96 и право на управление транспортными средствами предоставлялось:

  • лицам, достигшим 16 лет, - мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория "А");

  • лицам, достигшим 18 лет, - автомобилями (3500 кг) число сидячих мест, которых, не превышает восьми (категория "В"), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением относящихся к категории "D" (категория "С");

  • лицам, достигшим возраста 21 года, имеющим стаж работы водителем не менее 3 лет, в том числе стажа управления транспортными средствами, относящимися к категории "С", не менее 1 года, - автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя (категория "D"), троллейбусами и трамваями;

  • лицам, имеющим право управлять транспортными средствами, относящимися к категориям "В", "С" или "D", при наличии стажа управления соответствующей категорией транспортного средства не менее 12 месяцев - составами транспортных средств (категория "Е").

Для последующего сравнения условия допуска до 2014 г. сведены в таблице 2.


Таблица – Условия допуска до 2014 г.

Категория

Тип транспортного средства

Возраст

Стаж

общий

Стаж по категории

А

мотоциклы, мотороллеры и др. мототранспортные средства

16



В

легковые автомобили (до 3,5 т)

18



С

грузовые автомобили (от 3,5 т)

18



D

автобусы (от 8 посад. мест)

21

3

С не менее года

Е

прицепы



не менее 12 месяцев с категорией В или С, либо D


С введением подкатегорий законом «О дорожном движении», которые должны были упростить и облегчить доступ к управлению ТС, имеющих меньшую грузоподъемность, пассажировместимость и мощность двигателя, фактически получили обратный эффект. Рассмотрим новые условия допуска в таблице 3.


Таблица - Новые условия получения права на управление ТС

Под-катег.

Кате-гория

Тип транспортного средства

Возраст

Стаж общий

Стаж по категории

А1


мотоциклы, трициклы, квадроциклы и мопеды

> 16


(доп. самоподг.)


А

мотоциклы

> 18


(доп. самоподг.)

В1


трициклы и квадроциклы

> 18


(доп. самоподг.)


В

легковые автомобили, небольш. грузовики (до 3,5 т)

> 18


(доп. самоподг.)

С1


средние грузовики (от 3,5 до 7,5 т)

> 18




С

грузовые автомобили (от 3,5 т)

> 21

> 3 В

> 1 по С1

D1


небольшие автобусы (от 8 до 16 посад. мест)

> 21

> 3 В

> 1 по С1


D

автобусы (от 8 посад. мест)

> 25

> 5 В

> 3 по D1


ВE

легковые автомобили с прицепом



> 1 по В

С1E


средние грузовики с прицепом



> 1 по С или С1


СE

грузовые автомобили с прицепом



> 1 по С

D1E


небольшие автобусы с прицепом



> 1 по D или D1


DE

автобусы с прицепом



> 1 по D


Tm

трамваи

> 21




Tb

троллейбусы

> 25

> 5 В

> 3 по D1


На самом деле, появился административный барьер, вместо упрощения получили ужесточение условий допуска. Сравним возраст получения допуска по основным категориям.


Категория

Возраст до 2014

Возраст после 2014

А A1

16

18

В BE

18

18

С C1

18

21

D D1

21

25

С+ЕDE

19

22


Возраст по новым условиям превышает прежний уровень от 2 до 4 лет. Особенно он завышен для водителей грузовиков и автобусов.

Новые подкатегории с ратификацией международных договоров должны были оставить прежние сроки для уже существующих категорий и упростить доступ к транспорту их подгрупп. Получилось совсем наоборот. Рассмотрим содержание международных договоров, как возможную причину увеличения допустимого возраста водителей.

Согласно Положению ООН «О дорожном движении» от 8 ноября 1968 г. (Венская конвенция) в национальном законодательстве должны быть требования для получения водительского удостоверения, определяться минимальный возраст для его получения, требующееся состояние здоровья и условия для успешной сдачи теоретического и практического экзаменов. Водительские удостоверения должны выдаваться только после проверки компетентными органами наличия у водителя необходимых знаний и навыков. Лица, уполномоченные проводить эту проверку, должны иметь надлежащую квалификацию (п. 1 ст. 41 Венской конвенции). Государства признают действительными на своей территории выданное в установленном порядке любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 6 Венской конвенции (п. 2 ст. 41). Страны- участники конвенции самостоятельно определяют минимальный возраст для получения соответствующей категории водительского удостоверения.

Можно только предположить, что уполномоченный орган РК увеличил минимальный возраст из-за небезопасной текущей ситуации на дорогах страны.

Примерно в эти годы, страны соседи также привели стандарт ВУ в соответствие международным договорам. Для сравнения рассмотрим страны входящие в Таможенный союз (таблица 4).


Таблица – Минимальный возраст водителей стран Таможенного союза


Кат.,подк.

Минимальные возрастные требования

Казахстан

Российская Федерация

Армения

Беларусь

Кыргызкая Республика

М

отсутствует

16

16

16

отсутствует

А1

16

16

18

16

16

А

18

18

18

18

16

В1

18

18

18

отсутствует

16

В

18

18

18

18

17

С1

18

18

18

отсутствует

18

С

21

стаж > 3 лет,

в т.ч. С1 > 1 г.

18

18

18

18

D1

21

стаж > 3 лет,

в т.ч. C1 > 1 г.

21

21

наличие В

или С, или C1

отсутствует

21

D

25

стаж 5 лет, стаж D1 > 3 лет

21

21

наличие В

или С, или C1

21

стаж с В, С

> 2 лет

21

непрерывный стаж

> 4 лет

ВЕ

стаж с В

> 1 года

наличие В

> 1 года

19

наличие В, С,

или D, или C1,

или D1

21

стаж с В, С

> 2 лет

18

непрерывный стаж

> 2 лет

С1Е

наличие С1

> 1 года

наличие «С» либо «C1»

> 1 года

19

наличие В, С,

или D, или C1,

или D1

отсутствует

21

непрерывный стаж

> 3 лет

СЕ

наличие С

> 1 года

наличие С

> 1 года

19

наличие В, С

или D


21

стаж с В, С

> 2 года

21

непрерывный стаж > 3 лет

D1Е

наличие D1

> 1 года

наличие D либо D1 > 1 года

19

наличие В, С или D, C1, D1

отсутствует

21

непрерывный стаж

4 года (для межд. перевозок > 5 лет)

наличие D

> 1 года

наличие D

> 1 года

19

наличие В, С или D, C1, D1

21

стаж с В, С

>2 лет

21

непрерывный стаж

> 4 лет (для межд. перевозок > 5 лет)

Тb

25

стаж > 5 лет, в т.ч. пo D1 > 3 л.

21

20

21

категория «I»

21

Tm

25

стаж > 5 лет, в т.ч. пo D1 > 3 л.

21

отсутствует

21

категория «F»

отсутствует


Страны участники принимают попытки унифицировать требования к профессиям, по которым есть дефицит на рынке труда. В сравнении со странами Таможенного союза, мы можем наблюдать, что в Казахстане завышены нормы допуска по основным категориям, подкатегориям для водителей, которые обеспечивают перевозку пассажиров и грузов, особенно в международном сообщении. Данный фактор заранее закладывает условие преимущества иностранных водителей перед отечественными.

Завышенные требования допуска водителей к управлению ТС в РК, затронули гражданских водителей, сектор обучения и военных.

На практике установили административный барьер, и возникла казусная ситуация. Учащийся профессионального учебного заведения по профессии «Автокрановщик» в течение 3-х лет профессионального образования не может воспользоваться своим дипломом, т.к. большинство автокранов на базе категории «С». Эту категорию он может получить только в 21 год при наличии 3-летнего водительского стажа. Выходит, что он три года не может работать по профессии, и, как правило, уходит в другую профессию. Создался невероятный дефицит кадров по профессии водитель автобуса, относящегося к категории «D». Принятый закон на 3 года практически исключил возможность обучения на данный вид транспортного средства, предъявленным требованием к стажу вождения с категорией «D1» 3 года и общему стажу 5 лет. Такие непродуманные реформы ухудшают экономику отрасли и в целом страны. В связи с поправками в ЗРК «О дорожном движении» немного улучшилась ситуация с военнослужащими, внесённые поправки снизили требования по стажу управления ТС, категорию (подкатегории) «С», «D1», «D». Они могут быть допущены с 18 лет без стажа работы водителем и стажа управления транспортными средствами, относящимися к категории «С1» и «D1» соответственно. Но до достижения указанными лицами 21-летнего возраста выданные им по результатам сдачи экзаменов национальные водительские удостоверения подтверждают право на управление транспортными средствами категории "D" и подкатегории "D1", принадлежащими только вооружённым силам Республики Казахстан. Совсем не понятно, если человек имеет компетенции и у него есть знания и умения для чего ограничивать данное право при гражданской профессии?

Базовой профессией, входной для последующих профессий, выступает водитель легкового автомобиля (категория В). К экзамену допускаются кандидаты с 18 лет, прошедшие обучение в учебном центре, или самостоятельно изучили и освоили требуемый уровень знаний и умений водителя (рисунок 2). В последующем к 21 - 25 годам водитель легкового автомобиля может освоить профессии водителя трамвая, троллейбуса, грузового автомобиля или автобуса. В профессиональном росте водителя транспортных средств пока выделяется 6 профессий. Необходимо отметить, что самоподготовка из пяти стран Таможенного союза разрешена только в Армении и Казахстане.

Условия допусков по возрасту водителей


Рисунок – Условия допусков по возрасту водителей


На рисунке 3 вертикально вверх показан профессиональный рост водителей по подкатегориям и категориям. По горизонтали показаны дополнительные подкатегории и категории для использования прицепов, позиции не явно влияющие на профессиональный рост водителя.


Профессиональный рост водителей по подкатегориям, категориям


Рисунок – Профессиональный рост водителей по подкатегориям, категориям


Подкатегории с индексом «1» предполагают упрощенный вход в профессию. Ожидание в течение 3 лет для водителя грузового автомобиля и 5 лет для водителя автобуса усложняют профессиональный путь и делают непривлекательными указанные профессии, что вызвало в настоящее время значительный дефицит водителей автобусов. Каждая профессия водителя грузового автомобиля и автобуса имеет свои специализации или частичные квалификации. Например, водитель-международник, автокрановщик, водитель карьерных самосвалов, опасных грузов, водитель-экспедитор.

Обучать водителей могут после аттестации водители, имеющие высшее или послесреднее образование и стаж более 5 лет по категории обучения. Они распределены на квалификации (профессии): преподаватель, мастер производственного обучения, мастер обучения вождению.

С использованием уровней Национальной рамки квалификаций (1-3 уровни) составлена предварительная карта профессиональных квалификаций сектора подготовки и деятельности водителей (рисунок 4). Учитывались ориентировочно сложность и ответственность работ по уровням, и возможность полученного образования. Необходимо отметить, что обучать водителей автобуса можно только при наступлении 30-летнего возраста, а водителей грузовых автомобилей после 26 лет. Это дополнительный сдерживающий фактор уже для учебных центров при подборе преподавателей.


Карта профессиональных квалификаций водителей


Рисунок – Карта профессиональных квалификаций водителей


На карте квалификаций выделены две области: 1) деятельности и профессионального роста водителей, 2) обучения водителей в структурах учебных центров.

Таким образом, на карте квалификаций водителей согласно уровням НРК размещены все профессии водителей, а также профессии преподавателей и мастеров учебных центров по подготовке водителей.



Вывод: Предъявляемы требования по допуску водителей сильно завышены и если не предпринять в ближайшее время правильных решений, то Казахстан в будущем столкнётся с нехваткой водителей!